Штраф за просрочку доставки груза

В отношениях по перевозке важно не только привезти имущество получателю в целости и сохранности, но и вовремя. В противном случае возможен штраф за просрочку доставки груза, взимаемый с транспортной компании.

Его размер определяется не только в договоре на транспортировку, но и различными нормативными документами в сфере автомобильных перевозок. Однако важно правильно зафиксировать факт опоздания в получении груза.

В данном материале мы приведём не только необходимые теоретические основы, но и образцы документов, требуемых для взыскания санкций.

Если перевозчик опоздал на выгрузку, что делать

В первую очередь необходимо для себя понять, как доказать, что машина опоздала на выгрузку? Здесь существует несколько вариантов действий.

В первую очередь, следует запросить договор перевозки (заявка-договор), оформленный между отправителем и транспортной организацией.

Из него можно узнать:

  1. Срок доставки отправления
  2. Размер ответственности транспортной компании перевозчика
  3. Момент, с которого можно говорить о просрочке в доставке груза

Также необходимо изучить и транспортные документы (накладную, путевой лист и т. д.). В них обычно указывается время доставки груза его конечному получателю.

Дальше следует позаботиться о том, чтобы документально зафиксировать факт просрочки при выгрузке. Об этом читайте в нашем следующем разделе.

Документы в подтверждение просрочки

Первым из них является акт об опоздании транспортного средства на выгрузку. Его примерный образец можно скачать на нашем сайте.

Какие же особенности следует учесть при оформлении документа?

  1. В акте должны быть зафиксированы данные об автомобиле и времени его прибытия к выгрузке
  2. Заполняются все известные данные об отправителе груза и транспортной компании
  3. Указывается период просрочки к выгрузке автомобиля с грузом
  4. Данные лица составившего акт

Акт об опоздании на выгрузку оформляется в присутствии водителя и представителей грузополучателя. Как правило, этот документ делается в день доставки или же на следующие сутки.

Помимо акта, необходимо также подготовить и отправить претензию за опоздание на выгрузку. Она адресуется от грузополучателя к перевозчику.

В претензии необходимо обосновать факт опоздания на разгрузку с приложением составленных ранее документов.

Кроме того, следует привести и расчёт штрафа за нарушение сроков доставки грузов. Его можно оформить в виде отдельного приложения.

Стоит обратить внимание на то, что без претензии предъявить иск о взыскании штрафа за опоздание на выгрузку не представляется возможным.

Какие санкции могут быть предъявлены к перевозчику

Предположим, что получатель груза незнаком с договором между его отправителем и транспортной компанией. Тогда по умолчанию опоздание на выгрузку по уставу автомобильного транспорта наказывается следующим образом.

Так, перевозчик должен будет уплатить получателю штраф в размере 9 % от платы за перевозку грузов за каждый день просрочки ( п. 11 ст. 34 УАТ). При этом сам штраф за нарушение сроков доставки грузов ограничен общей суммой провозной платы.

Рассчитанный по указанным правилам штраф за опоздание на выгрузку должен быть заявлен в претензии. Она рассматривается перевозчиком на протяжении месяца. После чего подойдёт время к предъявлению судебного иска.

Тонкости судебного разбирательства

Начать следует с того, что независимо от того, по чьей вине имела место просрочка при доставке груза, иск о взыскании штрафных санкций следует адресовать не к отправителю, а именно к перевозчику. Он рассматривается в арбитражном суде по месту регистрации транспортной компании.

Если вам необходимо осуществить судебное взыскание штрафа за опоздание на выгрузку вы можете оставить заявку через онлайн-консультанта на сайте либо позвонить по контактным номерам телефона.

В исковом заявлении следует описать обстоятельства доставки груза, обосновать то, что была допущена просрочка. Кроме того, нелишним будет привести доказательства того, что имело место опоздание на выгрузку по вине перевозчика.

Далее описывается ход досудебного урегулирование спора и его итоги. Отдельным приложением к иску можно сделать расчёт штрафа с перевозчика за опоздание на выгрузку.

Естественно, необходимо позаботиться и о доказательствах. Когда взыскивается штраф за просрочку, акт, претензия, ответ на неё, если есть, а также расчёт штрафа за опоздание на выгрузку будут главными из них.

Как правило, особых проблем, судебное взыскание штрафа за несвоевременную доставку груза не вызывает. Если размер исковых требований не превышает 500 000 руб. дело будет рассмотрено без вызова сторон, в упрощённом порядке.

Когда ответчик не согласен с иском и представил мотивированное возражение, суд назначит дату рассмотрение дела и вызовет стороны, предоставив им возможность подтвердить свои доводы и опровергнуть доводы оппонента.

Суд удовлетворил исковое заявление, что делать дальше

После того как решение арбитражного суда будет вынесено в пользу получателя груза, то оформляется исполнительный лист на взыскание с перевозчика штрафных санкций.

Для ускорения процесса рекомендуем запросить в ИФНС сведения о наличии расчётных счетов должника. После этого обратится в тот банк, где счёт был открыт позже других. Есть большая вероятность, что на нём есть деньги.

Затем получение всех необходимых сумм будет задачей судебных приставов либо сотрудника банка, в котором открыт счёт должника. Для этого необходимо подготовить соответствующие заявления.

В заключении следует сказать вот о чём. Залогом успехом будет правильное оформление всех документов, начиная от акта, и заканчивая исковым заявлением.

Читайте также  Как можно получать пенсию в россии

Все необходимые образцы можно без труда найти и скачать на нашем сайте. Кроме того, нелишним будет заручиться и поддержкой арбитражного юриста. Он не только предоставит консультации, но и поможет сделать все необходимые расчёты для претензии или суда.

§ 8. Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТиГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном, речном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов [184]. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т.д.

Воздушный кодекс РФ в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в ст. 36 приводит перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку в доставке грузов. Это: явления непреодолимой силы; временные ограничение или запрет движения транспортных средств по автодорогам, введенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иные, не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 33) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что, если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Читайте также  Как получить идентификационный код

Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на речном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями — на двое суток, при перевалке остальных грузов — на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам погрузки-разгрузки судов.

Таким образом, правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию (предназначенную для местных организаций), а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Например, садвинсовхоз "Булунгур-2" в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики Российской Федерации.

Срок доставки — это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

Утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

Читайте также  Регресс по каско судебная практика
[184] См.: статья 97 УЖТ; ст. 116 КВВТ; ст. 166 КТМ; ст. 120 ВК.

Одним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 63 “б” Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.

Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.

Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.

Оформление опоздания на выгрузку.

Нужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

С другой стороны, п. 79 “е” ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.

Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.

Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).

Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.

Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора , обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).

Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.

После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector